Причиной создания новой 107-мм пушки явилась поступившая в 1939-1940 гг. из Германии дезинформация о создании в Германии танков с лобовой броней 100 мм и подготовке их массового производства. Реакция маршала Кулика последовала достаточно быстро: была ускорена работа по разработке 107-мм пушки по ранее выданному ГАУ техническому заданию для КБ завода № 127. Уже к началу 1939 года заводом разработано три варианта пушки по заводскими индексами М-25, М-45 и М-60. По итогам заводских испытаний выбор был сделан в пользу пушки М-60, хотя отвергнутые конструкции показали весьма неплохие результаты. После полигонных и войсковых испытаний, проводимых в 1939 и первой половине 1940 г., пушка была принята на вооружение. Серийное производство было поручено новому артиллерийскому заводу № 352 в г. Новочеркасске. Этот завод изготовил 24 пушки в 1940 г. и 103 пушки в 1941 г. после чего выпуск прекратил. Следует отметить, что в КБ завода № 172 под руководством Грабина в предвоенные годы были разработаны две 107-мм пушки ЗИС-24 и ЗИС-25, работы над которыми были прерваны войной. Позднее разработана 107-мм пушка 9С-1, показавшая хорошие результаты испытаний. Однако по неизвестным причинам пушка в серию не пошла.
Первоначально пушка предназначалась для дивизионной артиллерии, весной 1941 года когда началось формирование артиллерийских бригад ПТО, в состав каждого из двух полков должен был входить один дивизион, вооруженный пушками М-60. Но известно, что в большинстве из бригад вместо 107-мм пушек имелись 85-мм зенитные орудия.
Тактико-технические характеристики 107-мм корпусной пушки обр. 1940 г.
калибр – 106,7 мм
масса орудия - 4000 кг(боевая), 4300 кг (при транспортировке)
длина ствола - клб
масса снаряда - 17,18 кг
дальнобойность - 18130 м
дальность прямого выстрела - 1070 м
начальная скорость полета снаряда - 737 м/с
бронепробиваемость - под углом 90°: 500 м – 130 мм, 1000 м – 121 мм
скорострельность - 5-6 выстр./мин
максимальный угол возвышения - 45°
сектор обстрела - 60°
способ транспортировки - механический
скорость возки - за тягачем СТЗ-5: по шоссе 18-20 км/ч, по грунтовым дорогам - 10-12 км/ч, по бездорожью - 6-8 км/ч
способ заряжания - раздельный
расчет - .................. ?
Год принятия на вооружение: |
|
Масса, т: |
|
Экипаж, чел.: |
|
Скорость, км/час : |
|
Запас хода, км : |
|
Максимальная толщина брони, мм: |
|
Вооружение: |
|