Вы здесь

Бронетехника Российской империи

Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции _menu_load_objects() (строка 569 в файле /home/cyrilsh/16.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/menu.inc).

Системой вооружения Вооруженных Сил Российской империи предусматривалось иметь свои образцы бронетехники для пехоты и кавалерии, а так же собственную бронетехнику для Военно-Морского Флота (для морской  пехоты) и Военно-Воздушных Сил (в воздушно-десантных войсках).

В пехоте, куда оганизационно входили бронеходные части и соединения, имелись следующие типы бронированных боевых машин:

Пехотные бронеходы.

Машины этого типа предназначались для непосредственной поддержки пехоты на поле боя.

Имели лишь пулемётное вооружение.

Состояли на вооружении 3-х рот легкобронеходных батальонов, как отдельных, так и входивших в состав бригад. В роте было 15 линейных и 1 командирская машины. При нехватки специализированных разведывательных бронеходов, пехотные могли использоваться в разведывательных ротах. 

Общевойсковые бронеходы.

Машины этого типа предназначались для общевойсковых соединений, поддержки пехоты в наступлении и состояли на вооружении 1-й и 2-й рот легкобронеходных батальонов, как отдельных, так и входивших в состав полков и бригад. В роте было 12 линейных и 1 командирская машины.

При штабе батальона был 1 штабной бронеход, 1 бронемашина управления и 1 БРЭМ, в роте поддержки 1 командирский, 3 артиллерийских, 2 противосамолетных и 3 мостовых бронехода,

В составе легкобронеходного полка, была огнеметная рота

В бронеходной бригаде была огнемётная рота в составе 1 командирского и 9 огнеметных бронеходов, в инженерной роте бригады было 3 бронетральщика, 3 саперных бронехода и 1 машина управления.

В составе  бронегренадёрской дивизии был полк легких бронеходов, в составе двух батальонов из трех одинаковых рот, инженерной, огнеметной, и двух бронегренадерских рот.

При штабе полка 2 командирских бронехода.

В инженерной роте полка было соответственно 2 огнеметных бронехода.

На базе манёвренных бронеходов производились артиллерийские, огнеметные, командирские и штабные машины, противосамолётные установки, штурмовые орудия, легкие штурмовые бронетранспортеры, инженерные машины.

Маневренные бронеходы

Машины этого типа предназначались для прорыва неподготовленной  (манёвренной) обороны и состояли на вооружении 1-го,  2-го и 3-го батальонов легкобронеходных бригад. По три батальона имели не все бригады, в некоторых бригадах на Южном и Дальневосточном ТВД было только два батальона средних бронеходов и два батальона легких.

В составе  бронегренадёрской дивизии был полк средних бронеходов, в составе двух батальонов, инженерной, огнеметной, и двух бронегренадерских рот.

В батальоне три роты по 9 линейных и 1 командирских бронеходов. В роте поддержки 1 командирский, 3 артиллерийских и 3 противосамолетных, в штабе батальона 1 штабной бронеход.

При штабе полка 2 командирских бронехода.

В инженерной роте бригады было 3 огнеметных бронехода.

По 6 противосамолетных и 1 командирская машины было в противосамолетных ротах тяжелых бронеходных полков.

На базе манёвренных бронеходов производились артиллерийские, огнеметные, командирские и штабные машины, противосамолётные установки, штурмовые орудия, самоходные орудия дивизионной артиллерии, штурмовые бронетранспортеры, инженерные машины.

Позиционные бронеходы

Машины этого типа предназначались для прорыва заранее подготовленной  (позиционной) обороны и состояли на вооружении тяжелых бронеходных батальонов, входивших в состав бронеходных бригад (5-й батальон) или тяжелых бронеходных полков, как отдельных, так и в составе бронегренадерских дивизий.

Все батальоны трехротного состава, но часть имела только две роты позиционных бронеходов (одна рота могла иметь крепостные бронеходы). В роте 7 машин и 1 в штабе батальона и 1 при штабе полка.

На базе позиционных бронеходов производились огнеметные и командирские машины, штурмовые орудия, самоходные орудия корпусной артиллерии, тяжелые штурмовые бронетранспортеры, инженерные машины.

Крепостные бронеходы

Машины этого типа предназначались для прорыва особо сильной, эшелонированной (крепостной) обороны.

Крепостные бронеходы состояли на вооружении отдельных бронеходных батальонов  бронегренадерских дивизий. В батальоне было по 10 машин.

В составе тяжелых бронеходных полков, в каждом из двух батальонов одна рота имела на вооружении по 3 бронехода этого класса.

На базе крепостных бронеходов производились самоходные артиллерийские орудия большой мощности.

Мобилизационные бронеходы

Машины этого типа должны были производиться во время войны на непрофильных предприятиях, по упрощенной технологии из недефицитных материалов.

Предназначались в первую очередь для вооружения ополчения и как учебные машины.

Разведывательные бронеходы

Машины этого типа предназначались для ведения разведки в интересах бронеходных частей. Состояли на вооружении  разведывательных рот бронеходных бригад и бронегренадерских дивизий, по 10 машин в роте.

Бронетракторы

Устаревший тип боевых бронированных машин полугусеничных или гусеничных, созданных на тракторном шасси. На заре появления боевых бронированных машин, в русской армии они рассматривались как перспективных тип, но не получили развития.
К 1940 году рассматривались как устаревший тип бронетехники, и либо ограниченно использовались в резервных крепостных частях, либо переделывались в различные самоходные установки.

Штурмовые бронеходы

Устаревший тип тяжелых безбашенных машин с пушечным вооружением. К 1940 году ограниченно использовались в резервных крепостных частях или в береговой обороне.

 

***

 

Программа механизации кавалерии 20-х годов в русской армии предусматривала создание трёх классов машин: легких, средних и тяжелых, причём в каждом классе предусматривалось иметь машины с тремя типами движителей: колесным, полугусеничным и колесно-гусеничным.

Кроме того, планировалось иметь специальные разведывательные машины. Предполагалось, что все типы машин должны быть максимально унифицированы между собой.

В результате к 1940 году в кавалерии имелись следующие типы машин:

Тяжелые колесно-гусеничные бронемашины

Предназначались для усиления бронекавалерийских дивизий.

Состояли на вооружении  отдельных тяжелых броневых дивизионов, входивших в состав некоторых бронекавалерийских корпусов.

Машинами данного типа вооружались два линейных эскадрона, в каждом 16 линейных машин и 2 командирских.

Ещё две командирских машины были в эскадроне управления.

Со второй половины 30-х годов машины данного класса в системе вооружений не предусматривались и не разрабатывались. На вооружении состоял всего один образец.

Боевые колесно-гусеничные бронемашины (Оперативные бронеходы)

Главная ударная сила механизированной кавалерии.

На базе линейных машин создавались артиллерийские, противосамолётные, огнемётные, командирские и штабные машины, бронеистребители, бронетранспортёры, самоходные минометы, инженерные машины.

Боевые колесно-гусеничные бронемашины, и созданные на их базе боевые и вспомогательные машины разных классов, состояли на вооружении  кирасирских (броневых) полков бронекавалерийских (мотоброневых, механизированных) дивизий.

В середине 30-х годов их сменили в производстве чисто гусеничные машины, получившие наименование оперативных бронеходов.

В кирасирском полку было 4 линейных эскадрона (16 линейных и 2 командирских машины), эскадрон поддержки (4 артиллерийских, 4 противосамолетных, 4 бронеистребительных, 4 самоходных миномета и 2 командирских машины), эскадрон усиления (18 бронетранспортеров), эскадрон управления (2 командирских машины, 2 командно-штабных машины, 4 машины связи, 4 бронетранспортера саперов, 2 БРЭМ) .

По 4 огнеметных машины было в эскадроне усиления саперного дивизиона. По 2 командирских и 16 бронеистребителя было в 1-м эскадроне бронеистребительного дивизиона. По 1 командирской и 2 машины связи было в дивизионе связи. По 2 командирских машины было в штабном эскадроне дивизии.

В составе эскадрона усиления отдельных тяжелых броневых дивизионов было по 4 линейных, 4 противосамолетных бронемашины, 4 самоходных миномета, 4 бронетранспортера и 2 командирских машины. В эскадроне управления было 2 машины связи и 2 командно-штабных машины.

В составе отдельного бронеистребительного полка было по 2 командирских машины в четырех линейных эскадронах, эскадронах усиления, обеспечения  и управления. В линейных эскадронах было по 16 бронеистребителей, в эскадроне усиления - 16 линейных машин. В эскадроне обеспечения было 4 артиллерийских и 4 противосамолетных бронемашины, 4 самоходных миномета, 4 бронетранспортера. В эскадроне управления было 2 командно-штабных машины, 4 машины связи, 4 огнеметных машины, 2 БРЭМ.

Легкие колесно-гусеничные бронемашины (Кавалерийские бронеходы)

Машины данного типа предназначались для разведки, боевого охранения, поддержки мотопехоты.

На базе линейных машин создавались артиллерийские, противосамолётные и командирские машины, бронебойные установки, самоходные минометы, разведывательные машины.

Легкие и малые колесно-гусеничные бронемашины, и созданные на их базе боевые и вспомогательные машины разных классов, состояли на вооружении  уланских (легкоброневых) полков бронекавалерийских (мотоброневых, механизированных) дивизий.

В середине 30-х годов их сменили в производстве чисто гусеничные машины, получившие наименование кавалерийских бронеходов.

В уланском полку было 4 линейных эскадрона (16 линейных и 2 командирских машины), эскадрон поддержки (4 артиллерийских, 4 противосамолетных, 4 бронеистребительных бронемашин, 4 самоходных миномета и 2 командирских машины), эскадрон управления (2 командирских машины, 4 машины связи).

Тяжелые полугусеничные бронемашины

Предназначались для поддержки более легких машин и создания различных боевых машин на своем шасси.

Машинами данного типа вооружался тяжелый эскадрон в кирасирском полку бронекавалерийской бригады, вооруженном полугусеничными бронемашинами.

На базе тяжелых бронемашин создавался 120-мм самоходный миномет и 152-мм самоходная гаубица.

Боевые полугусеничные бронемашины

Машины этого типа предназначались изначально для непосредственной поддержки кавалерии, и изначально рассматривались как основная ударная сила кавалерии, но затем эта функция перешла к колесно-гусеничным боевым машинам, а полугусеничные стали использоваться как машины огневой поддержки мотопехоты, и, особенно, кавалерии.

На базе линейных машин создавались бронемашины огневой поддержки, противосамолётные и бронебойные установки, командирские и штабные машины, бронетранспортёры, самоходные минометы и самоходные гаубицы, машины связи.

Состояли на вооружении драгунских полков бронекавалерийских дивизий и кирасирских полков бронебригад.

В драгунском полку в эскадроне усиления было 16 линейных и 2 командирских машины, в эскадроне поддержки 4 артиллерийских, 4 противосамолетных, 4 бронеистребительных и 2 командирских машины.

Кроме того командирские машины были в составе саперного, противосамолетного, бронеистребительного дивизионов и химического эскадрона - всего 18 машин.

В составе бронеистребительного дивизиона было 32 установки на базе бронетранспортеров.

В составе бронебригады было два кирасирских полка, в каждом четыре линейных эскадрона, штабной, поддержки и усиления эскадроны. В линейном эскадроне 16 линейных и 2 командирских машины, в эскадроне поддержки 4 артиллерийских, 4 противосамолетных, 4 бронеистребительных, 4 самоходных миномета и 2 командирских машины. В штабном эскадроне 2 командирских машины.

В бронебойном эскадроне было 16 бронеистребительных и 2 командирских машины.

Всего в бригаде было 128 линейных, 32 командирских, 8 артиллерийских, 24 бронеистребительных, 10  противосамолетных бронемашин.

В составе бронедивизиона кавалерийской дивизии было 4 линейных, 4 артиллерийских, 4 бронебойных и 4 командирских машины.

Малые и легкие полугусеничные бронемашины.

Машины этого типа использовались для разведки и поддержки кавалерии, а так же служили базовыми для различных бронемашин связи и технической разведки.

Состояли на вооружении бронеавтомобильного дивизиона (два эскадрона по 18 машин) и кавалерийских полков (по 4 машины) кавалерийских дивизий, разведывательного эскадрона (18 машин) и разведывательных взводов кирасирских полков бронекавалерийских бригад.

Тяжелые бронеавтомобили

Предназначались для поддержки более легких машин.

Машинами данного типа вооружались отдельные бронеавтомобильные дивизионы, но в силу малого числа выпущенных, к 1940 году имелось лишь два дивизиона.

Средние бронеавтомобили

Предназначались для разведки и поддержки разведывательных бронемашин.

На базе линейных машин создавались бронемашины огневой поддержки, противосамолётные установки, командирские и штабные машины, бронетранспортёры, самоходные минометы и машины связи.

В бронеавтомобильном дивизионе бронекавалерийской дивизии было 32 линейных и 2 командирских машины в двух эскадронах, в эскадроне поддержки 4 бронеавтомобиля огневой поддержки, 4 противосамолетных бронеавтомобиля и 9 колесных бронетранспортеров.

В бронедозорном полку, в эскадроне усиления было 4 бронеавтомобиля огневой поддержки, 4 противосамолетных бронеавтомобиля, 8 линейных и 1 командирский бронеавтомобиль.

Первые машины этого типа имели слабую проходимость, но после принятия на вооружения полноприводных бронеавтомобилей, их стали использовать шире, в частности, созданные на их базе бронетранспортеры.

Легкие бронеавтомобили

Первоначально предназначались и для разведки, но после появления специальных разведывательно-дозорных машин, использовались как машины связи, боевого охранения штабов  и поддержки мотоциклетных частей.

В составе эскадрона поддержки гусарского (мотоциклетного полка) было 16 линейных и 1 командирская бронемашина.

На базе легких бронеавтомобилей создавались бронемашины связи и технической разведки.

Боевые разведывательно-дозорные машины

Легкие колесные бронемашины повышенной проходимости (иногда плавающие) предназначенные для разведывательных подразделений.

В отличие от легких бронеавтомобилей, как правило, имели более сильное вооружение.

На вооружении линейных эскадронов бронедозорного полка было по 16 линейных и 1 командирской машине.

Боевая разведывательная бронемашина

Представляла собой плавающую версию легкой колесно-гусеничной бронемашины, предназначенную для разведки. Состояли на вооружении линейных эскадронов бронедозорных дивизионов, входивших в состав бронекавалерийских корпусов.

В составе каждого эскадрона было 16 линейных и 1 командирская бронемашины.

Плавающая колесно-гусеничная бронемашина

Представляла собой плавающую версию боевой колесно-гусеничной бронемашины.

Предназначались для поддержки боевых разведывательных бронемашин.

Состояли на вооружении отдельных эскадронов усиления бронедозорных дивизионов, входивших в состав бронекавалерийских корпусов. В составе эскадрона усиления было 16 линейных и 1 командирская бронемашины.

Дети Земли