Разработана фирмой Schneider для России и принята на вооружение в 1910 году под названием 152-мм крепостная гаубица обр. 1909 года. Использовалась как крепостная и полевая гаубица в первой мировой и гражданской войнах.
В 1930 году на Пермском заводе была произведена модернизация гаубицы обр. 1909 г., имеющей целью увеличить начальную скорость снаряда и дальность стрельбы. Это было достигнуто в основном путем удлинения зарядной каморы за счет сокращения нарезной части канала. Модернизированная гаубица была принята на вооружение РККА в 1931 году под названием "152-мм гаубица обр. 1909/30 г.".
К 1 октября 1936 года в РККА состояло 1115 152-мм гаубиц обр. 1909/30 г., а к 22 июня 1941 года - 2611 таких гаубиц. Гаубицы использовались до середины 1941 года в дивизионной артиллерии и артиллерии РГК, с конца 1941 года и до конца войны, только в корпусной артиллерии и артиллерии РГК.
Такие гаубицы, как захваченные в качестве трофеев, так и сохранившиеся со времен первой мировой войны, использовались в вооруженных силах Румынии и Финляндии.
Тактико-технические характеристики 152-мм гаубицы обр. 1909/30 г.
калибр – 152,4 мм
масса орудия - 2725 кг (боевая), 3050 кг (при транспортировании)
длина ствола – 14 клб
масса снаряда - 40 кг (осколочно-фугасный)
дальнобойность - 10275 м
начальная скорость полета снаряда - 395 м/с
скорострельность - 3-4 выстр./мин
максимальный угол возвышения - 41°
сектор обстрела - 6°
способ транспортировки - механический
скорость возки – до 12 км/час
расчет – 8 человек
Калибр, мм: |
120,3 |
Длина ствола, клб : |
30 |
Масса орудия боевая, кг: |
4200 |
Масса снаряда, кг: |
20 |
Дальнобойность, м: |
15000 |
Максимальный угол возвышения, град : |
45 |
Сектор обстрела, град : |
6 |