Самыми тяжелыми орудиями на колесных лафетах в русской армии стали орудия, предусмотренного программой 1905 года, «тяжелого осадного триплекса», который планировался в составе 7-дм пушки, 9-дм гаубицы и 11-дм мортиры.
Работы над созданием триплекса шли достаточно долго, и за это время в военном ведомстве решили отказаться от 9-дм гаубиц в системе артиллерийского вооружения. Вместо 9-дм гаубицы было решено создать 8-дм гаубицу большой мощности.
279-мм осадная мортира обр. 1910 г. (до 1920 года именовалась 11-дюймовой) поступала в тяжелые осадные дивизионы РГК Особого Назначения. В 1940 году эти мортиры состояли на вооружении мортирных дивизионов трёх армейских артиллерийских бригад (по 6 мортир в каждой). Ещё 10 орудий находилось в училищах, на складах и ремонтных базах.
Орудие состояло из следующих элементов: ствола с затвором, люльки с противооткатными устройствами, прицельных приспособлений, лафета с механизмами изменения угла наводки, а также колесного хода.
Ствол орудия состоял из трубы и кожуха. Затвор клиновой горизонтальный, открывался вправо.
Лафет однобрусный коробчатого типа.
Противооткатные устройства смонтированы в люльке под стволом и состояли из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. При выстреле противооткатные устройства оставались неподвижными.
Колеса деревянные.
Мортира первоначально буксировалась конной тягой, но затем использовалась только механическая тяга, для буксировки использовался 10-тонный гусеничный тягач «Буртас». Возка пушки осуществлялась раздельно (ствол снимался с лафета и транспортировался на отдельной ствольной повозке).
Расчёт орудия – 16 человек.
В боекомплект мортиры входили несколько типов выстрелов раздельного заряжания с фугасными гранатами, бетонобойными и химическими снарядами.
Калибр, мм: |
279,4 |
Длина ствола, клб : |
14 |
Масса орудия боевая, кг: |
15000 |
Масса снаряда, кг: |
300 |
Дальнобойность, м: |
10500 |
Максимальный угол возвышения, град : |
65 |
Сектор обстрела, град : |
5 |