Пушка «Гейзер» была принята для дивизионной противовоздушной обороны и должна была сменить 38-мм пушки «Салют».
Противосамолётная установка «Гейзер» состояла из:
- зенитного автомата калибра 38 мм. (качающаяся часть);
- станка с механизмами вертикальной и горизонтальной наводки, а также противоткатными устройствами;
- двухосной зенитной повозки с двумя откидными станинами, сиденьями наводчиков, буксирным устройством и домкратами;
- прицельными приспособлениями.
С 1938 г. в батарейный комплект противосамолетных пушек «Гейзер» входил ручной стереоскопический дальномер.
Пушка имела быстросъемный ствол-моноблок с навинтным казенником. К одной из конструктивных особенностей этой пушки относился очень мощный щелевой дульный тормоз активного действия. Благодаря такому решению тормоза был оставлен только наружный накатник. Тормоз отката как таковой отсутствовал.
Автоматика пушки работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола. Автоматика обеспечивала техническую скорострельность до 300 выстр/мин. Питание автомата производилось из магазина барабанного типа, емкостью 6 новых унитарных «безфланцевых» патронов.
Зенитная повозка представляла собой опорную балку, оконечности которой опирались на переднюю и заднюю оси колёсных ходов. К передней оси было приделано буксирное устройство. Также спереди и сзади имелись домкраты для установки орудия в боевое положение. Посередине опорной балки была смонтирована круглая в плане полноповоротная платформа. В центре платформы смонтирован орудийный станок, состоявший из двух вертикальных деталей, между которыми находились накатник и ствол автомата. Ствол крепился к станку при помощи цапф.
Под платформой находились приводы горизонтального наведения пушки.
По центру опорной балки справа и слева на шарнирах были смонтированы станины, которые в боевом положении откидывались перпендикулярно продольной оси орудия, а в походном – прижимались параллельно опорной балке. На свободных оконечностях станин имелись домкраты для установки орудия в боевом положении.
Колеса металлические со специальными резиновыми шинами, заполненными особым негорючим материалом. В боевом положении колеса вывешивались и орудие устанавливалось на домкраты.
Пушка имела специальный противосамолетный коллиматорный прицел.
С 1940 г. пушка оснащалась защитным бронещитом.
Пушка буксировалась главным образом механической тягой, но была возможна и перевозка гужевой тягой (пара или четверка лошадей).
В боекомплект пушки входили несколько типов осколочных, осколочно-фугасных, осколочно-зажигательных, зажигательных, бронебойных, осветительных патронов. Патроны были как обычные, так и снабженные трассерами.
Калибр, мм: |
38,1 |
Длина ствола, клб : |
50 |
Масса орудия боевая, кг: |
1600 |
Масса снаряда, кг: |
0,75 |
Дальнобойность, м: |
8000/6000 |
Максимальный угол возвышения, град : |
80 |
Сектор обстрела, град : |
360 |
*по горизонтали/по вертикали