Вы здесь

Вооруженные силы СССР в 1942 году: Page 7 of 27

полков. Так же и авиации. Состав соединений и объединений ПВО был непостоянный и зависел от ставившихся перед ними задач.

Полки зенитной артиллерии среднего калибра имели различные штаты, в них могло входить от двух до пяти дивизионов (от трех до пяти батарей в каждом). Всего в полках могло быть от 24 до 100 орудий калибра 76-85 мм. В каждой батарее среднего калибра было по одной ЗПУ. Полки малокалиберной артиллерии состояли из двух дивизионов, всего 24 орудия калибра 25-37 мм. В составе зенитно-пулеметного полка было по 81 пулемету ДШК.

В январе 1942 года в подчинение войск ПВО была передана авиация ПВО (до этого подчинения было двойное - командование ПВО и командование соответствующего военного округа). Авиация ПВО состояла из истребительных авиационных корпусов и дивизий ПВО, включавших различное число авиаполков. Авиаполки ПВО могли быть больше армейских и иметь до 40 самолетов.

 

Авиация.

 

В 1941 году был сокращен состав авиационных соединений: в авиадивизии осталось только два полка, в полку по две эскадрильи.

С октября 1941 года в составе советских ВВС формируются полки легких ночных бомбардировщиков.

В 1942 году существовали следующие типы авиационных дивизий: истребительные, штурмовые, бомбардировочные, ночные бомбардировочные, дальнебомбардировочные и смешанные. Состав дивизий был различный от двух до четырех, редко больше полков.

В марте 1942 г. в связи с предстоящим наступлением фронтов было принято решение сформировать 10 ударных авиационных групп (УАГ) смешанного состава - от трех до восьми авиаполков. Так 1-я группа формировалась в составе двух бомбардировочных авиационных полков на самолетах Пе-2, двух штурмовых на самолетах Ил-2, двух истребительных на самолетах Як-1, ЛаГГ-3 и двух тяжелобомбардировочных авиационных полков на самолетах ДБ-3ф. К маю 1942 г. были созданы все 10 ударных авиационных групп на следующих фронтах: группы 1-я и 6-я - на Волховском,  2-я - на Северо-Западном, 3-я - на Южном, 4-я и 5-я - на Западном, 7-я - на Брянском, 8-я - на Юго-Западном, 15-я - на Крымском и 16-я - на Северо-Кавказском фронте.

В марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была преобразована в авиацию дальнего действия.

В апреле 1942 года было принято решение о создании вместо существовавших до этого ВВС фронтов и ВВС армий - воздушных армий. 

Приказом НКО СССР от 5 мая 1942 г. была создана первая воздушная армия.

Первоначально в состав 1-й воздушной армии вошли две истребительные авиационные дивизии, каждая в составе четырех истребительных авиаполков; две смешанные авиадивизии, каждая в составе двух истребительных, двух штурмовых и одного бомбардировочного авиаполка, кроме того, учебно-тренировочный авиаполк, дальнеразведывательная авиаэскадрилья, эскадрилья связи и ночной авиаполк на самолетах У-2. При каждой общевойсковой армии фронта оставался один смешанный авиационный полк, который подчинялся в оперативном отношении командующему армии, а в отношении специального и авиационного обеспечения - командующему воздушной армии

В течение 1942 г. были реорганизованы в воздушные армии все остальные ВВС действующих фронтов. В мае были сформированы 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 8-я воздушные армии, в июне - 5-я и 6-я, в июле - 14-я и 15-я, в августе - 16-я и в ноябре 7-я, 13-я и 17-я воздушные армии. К ноябрю 1942 г. боевая авиация была изъята из подчинения общевойсковых армий. В их распоряжении оставалось по одному смешанному авиационному полку для выполнения задач воздушной разведки и связи.

С 1 июля 1942 г. развернулось формирование двух истребительных и одной бомбардировочной авиационной армии. Предполагалось, что каждая из этих армий будет включать три - пять авиадивизий и насчитывать по 200-300 самолетов. Однако практически была сформирована и приняла участие в боях в районе Воронежа только 1-я истребительная авиационная армия.

1-я бомбардировочная авиационная армия только частью сил была задействована для борьбы с железнодорожными перевозками и резервами противника на западном направлении.

2-я истребительная авиационная армия в ходе формирования была разделена на две группы по две авиационные дивизии, которыми были усилены 27 июля 1942 г. соответственно 1-я и 3-я воздушные армии.

С 26 августа 1942 года началось формирование авиационных корпусов РВГК. Первые четыре истребительных авиационных корпуса были сформированы к концу 1942 г.

Всего до конца 1942 г. было сформировано 13 авиационных корпусов, из них истребительных - 4, штурмовых - 3, бомбардировочных - 3 и смешанных - 3. На фронт в течение года было отправлено девять авиационных корпусов РВГК.

Авиакорпуса состояли из двух и более дивизий и имели в своем составе от 120 до 270 самолетов. Вначале они создавались как однородные (истребительные, штурмовые, бомбардировочные), так и смешанные, позднее смешанные авиакорпуса себя не оправдали и были заменены однородными.

В ноябре 1942 года начался перевод авиационных частей на новые штаты, в полку стало три эскадрильи вместо двух, в истребительной авиации звено вместо трех самолетов стало состоять из двух пар.

 

Военно-морской флот.

 

Военно-морской флот в 1942 году в основном занимался поддержкой сухопутных войск и обороной собственных баз.

В боевых действиях на южном направлении принимал участие Черноморский флот, Азовская и Волжская военные флотилии.  

В составе Волжской военной флотилии было две бригады речных кораблей и бригада траления, батальон морской пехоты, всего:

- две плавучие батареи;

- семь канонерских лодок;

- тридцать три тральщика;

- пятнадцать бронекатеров.

 

Войска НКВД включали пограничные, конвойные, внутренние войска, войска по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности.

На войска НКВД возлагались задачи по охране тыла, и поддержании порядка во внутренних районах страны. В военных действиях войска НКВД не участвовали, за исключением отдельных случаев, как например в Сталинграде, где находилась 10-я стрелковая дивизия НКВД в составе пяти полков (около 7500 человек, впоследствии за счет подчинения

Дети Земли