|
s Ladungstrager B IV
|
|
238
|
le Ladungstrager Goliath (E-Motor)
|
|
850
|
Вопреки утверждению о высоком уровне моторизации в немецкой армии, на самом деле основной тягловой силой в Вермахте были лошади. Механической тяги постоянно не хватало. Тем не менее, было создано и принято на вооружении большое количество различных специальных машин, предназначенных для перевозки пехоты и грузов и транспортировки артиллерии.
Немцы одними из первых попытались снабдить мотопехоту надежным бронетранспортером. Были созданы бронетранспортеры Sd.250 и Sd.251, послужившие основой для большого количества различных специальных машин. В первую же очередь они предназначались для перевозки мотопехоты танковых дивизий, первые в мотопехотных полках, вторые - в разведывательных подразделениях. Кроме основных модификаций Sd.250/1 и Sd.251/1, поставлялись самоходные 81-мм минометы Sd.250/7 и Sd.251/2, машины для саперных подразделений - Sd.251/5 и Sd.251/7, машины командиров взводов с 37-мм пушкой Sd.250/10 и Sd.251/10 или противотанковым ружьем SPzB41 - Sd.250/11. Самым большим "недостатком" немецких бронетранспортеров было их количество - даже по штатным расписаниям частей их число было незначительным, но и этого количества обычно не было.
Таблица Производство бронетранспортеров в 1941-1942 годах.
|
1941
|
1942
|
Sd.250
|
389
|
1374
|
Sd.251
|
424
|
1200
|
Таблица Основные тактико-технические характеристики бронетранспортеров.
|
Масса, кг
|
Экипаж, чел
|
Десант, чел
|
Скорость, км/час
|
Запас хода, км
|
Бронирование, мм
|
Вооружение
|
|
|
|
|
|
|
лоб
|
борт
|
калибр пушки, мм
|
количество пулеметов
|
Sd.251/1
|
8
|
2
|
10
|
53
|
300
|
15
|
8
|
|
2
|
Sd.251/5
|
8,87
|
9
|
|
53
|
300
|
15
|
8
|
|
1
|
Sd.251/10
|
8,02
|
5
|
|
53
|
300
|
15
|
8
|
37
|
1
|
Sd.250/1
|
5,8
|
2
|
4
|
60
|
320
|
14,5
|
8
|
|
2
|
Sd.250/10
|
5,68
|
4
|
|
60
|
320
|
14,5
|
8
|
37
|
2
|
Для буксировки артиллерийских орудий использовались главным образом полугусеничные тягачи, но использовались и гусеничные и колесные тягачи, в том числе и много трофейных образцов:
- для буксировки горных и легких зенитных орудий использовались полугусеничные мотоциклы Sd.2;
- легких противотанковых, пехотных, легких зенитных орудий, реактивных минометов - полугусеничные тягачи Sd.10, колесные тягачи Kfz.69, гусеничные тягачи le Raupenschlepper T-III(t) (чехословацкие "Praha III");
- для буксировки тяжелых противотанковых орудий и легких полевых гаубиц - полугусеничные тягачи Sd.11 и Sd.6, гусеничные тягачи "Raupenschlepper Ost" (RSO), полугусеничные тягачи Zugkraftwagen U 304(f) (французские "Unic P107") и французские же "Citroen-Kegresse" P14, P17 и P19, гусеничные тягачи le Raupenshlepper MTH и m Raupenschlepper T-IV(t) (чехословацкие MTH-1, MTH-2, MTH-3 и "Praha IV");
- для буксировки тяжелых зенитных орудий и тяжелых полевых гаубиц и пушек - полугусеничные тягачи Sd.7 и Sd.8, полугусеничные тягачи Zugkraftwagen 307(f)(французские "Somua MCG 11"), чехословацкие гусеничные тягачи "PrahaTH" (T6), "PrahaTH7" (T8), "PrahaTH6" (T9) и STH;
- для буксировки орудий большой мощности - полугусеничные тягачи Sd.9(но главным образом для эвакуации поврежденных танков с поля боя), колесные тягачи "Hanomag 55PS", "Hanomag 100PS" и "Deutz 160PS", полугусеничные тягачи Zugkraftwagen 303(f) (французские "Somua MCL 5").
Для буксировки артиллерийских орудий в немецкой армии использовались так же тракторы "Boxer", "Rubezahl", "Riese", К 50 - немецкого производства и тяжелые тракторы фирмы "Шнейдер" ("Schneider") - французского производства.
Для буксировки артиллерийских орудий, перевозки пехоты и доставки грузов использовались грузовые автомобили "Opel Blitz", "Ford V3000S/SSM", "KHDS3000/SSM", "Bussing-NAG 4500A" и "Mersedes-Benz 4500A" - немецкого производства, "Tatra R.N.", "Tatra 27b", "Skoda 6ST 6T", "Skoda 6STp 6L" и "Praga R.V." - чехословацкого производства, фирм "Renault" (типа AGC, ADH, AHR и AGR), "Сitroen" (тип 32 U и Р 38), "Pegioet" (DK.3 и DK.5 ) - французского производства, "Ford" G917T и "Ford" G997T - бельгийского производства, Fiat 618-СМ, - производившие в Польше по лицензии и доставшиеся немцам в качестве трофеев и много других типов.
В дополнении к колесным грузовикам, в 1942 году специально для Восточного фронта были разработаны и запущены в производство полугусеничные грузовые автомобили Sd.3a, Sd.3b, Sd.3c и Sd.4 получившие общее название "Maultier" ("Мул"). Эти машины предназначались для транспортировки грузов по дорогам СССР, на которых колесные машины передвигались с трудом.
Однако, несмотря на внушительный список названий, следует не забывать, что немецкая пехота передвигалась пешком, а вся дивизионная артиллерия и часть артиллерии РГК буксировалась лошадьми. По уровню моторизации немецкая армия в Европе обгоняла только своих союзников - Венгрию и Румынию.
Основным истребителем Люфтваффе в 1942 году был Bf.109F. Модификация выпускалась с начала 1941 года, выпускавшийся в нескольких вариантах отличавшихся в основном вооружением. Однако уже в 1942 году модификация "F" требовала замены (причиной этому были не новые советские истребители, как пишут в советских книгах по авиации, а английские "Спитфайры", которые до появления в Европе американской авиации, единственные могли конкурировать с "Мессершмиттами"). Поэтому уже в начале 1942 года появляются первые самолеты модификации "G". Однако в боях новые самолеты появились лишь к концу года.
С июля 1941 года войска в небольших количествах стали поступать новые истребители FW.190A, но на Восточном фронте они впервые появились только во второй половине 1942 года, и тоже в небольших количествах, в основном в варианте штурмовика.
Во второй половине 1942 г появились еще две серии модификаций FW.190 F и G. Первая была специализированным штурмовиком, вторая дальним истребителем-бомбардировщиком. Их выпуск шел параллельно с постоянно совершенствующимся FW.190A. Но в заметных количествах FW.190A появились на Восточном фронте только